История развития чайной торговли в России

Впервые знакомство с чаем в России произошло в 1638 году в виде даров французов русскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича. Поначалу свою популярность чай обрел в виде лечебного напитка.

Постоянные поставки чая в Россию начались после подписания договора с Китаем в 1769 году. Чай на российском рынке в этот период отличался ярким вкусом по сравнению с европейским и американским, т.к. в Россию он поставлялся по суше через Сибирь. Основной торговой площадкой до середины 19 века, была Макарьевская ярмарка (Нижегородская область). Только на российский рынок поставлялись императорские сорта, они обменивались на ценные меха.

Было замечено, что в городах, через которые проходил торговый путь чая, люди меньше потребляли алкоголь. В Сибири больше потребляли зелёный чай, а на европейской части России – чёрный. Однако к середине 19 века считалось хорошим тоном пить зелёный чай, из-за высокой цены его могли позволить лишь зажиточные слои населения. Обычные помещики и люди среднего достатка продолжали пить черный чай.

Впервые промышленные чайные плантации были созданы в 1900 году в Ленкоранском районе Азербайджана. В эти же годы делались попытки выращивания чая в Большом Сочи. В 1913 году чайное производство в России признано рентабельным. После прихода к власти И.В. Сталина во всех районах начали выращивать чай, вследствие чего Грузия к концу 1920-х годов стала основным производителем чая в РСФСР. К концу 1930-х годов на второе место по объему производства вышел Азербайджан. В это же время были заложены новые и восстановлены старые плантации на территории Краснодарского края. Развитию помешала война. В 50-70-е годы 20 века СССР удовлетворял свои потребности в чае на 23. Даже несколько тысяч тонн отправляли на экспорт. Из-за проблем в политической жизни Китая, в 60-х годах пришлось искать новых импортёров. Ими стали Индия, Шри-Ланка, Вьетнам, Кения. К началу 80-х годов качество чая, производимого в Грузии, стало заметно ухудшаться в связи с применением машинной сборки. Времена дефицита совпали с временем отмирания плантаций в Индии и Шри-Ланке (замена старых кустов), поэтому достать чай хорошего качества было очень сложно.

С 1999 года заметно вырос спрос на пакетированный чай (в целом по миру он составляет 90%, в России на тот период был около 8%).

В настоящее время 98% процентов населения потребляют чай. Каждый год доля черного чая в этом проценте снижается, тем не менее черный чай остаётся самым популярным в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *